60000
документов
БИБЛИОТЕКА
WWW.STANDARTOV.RU

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений.
Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте без каких-либо ограничений.



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УСТРОЙСТВУ ВЕРХНИХ СЛОЕВ ПОКРЫТИЙ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ИЗ КРУПНОЗЕРНИСТЫХ

АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

Москва 1990

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.. 1

1. Общие положения.. 1

2. Подготовка АБЗ к работе в условиях отрицательных и пониженных положительных температур воздуха.. 2

3. Подготовка основания.. 3

4. Технология устройства асфальтобетонных покрытий.. 11

5. Контроль качества работ.. 28

6. Техника безопасности.. 31

Утверждены

Зам. директора Союздорнии

по научной работе В.М. Юмашевым

Показаны технологические особенности устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог из крупнозернистых асфальтобетонных смесей с учетом погодных условий (температуры воздуха и скорости ветра), состояния основания, а также наличия парка дорожно-строительной техники.

Предисловие

Многие дорожно-строительные организации, занятые устройством конструктивных слоев из асфальтобетонных смесей, не укладываются в сроки строительного  сезона, регламентированные действующими в настоящее время нормативными документами, а также испытывают дефицит щебня, в основном мелкозернистых фракций.

"Методические рекомендации по устройству верхних слоев покрытий автомобильных дорог из крупнозернистых асфальтобетонных смесей", составленные на основе работ, выполненных Союздорнии на объектах треста "Мосасфальтстрой" в 1987-1989 гг., позволяют в значительной степени решить эти проблемы.

Наиболее целесообразно применение крупнозернистых асфальтобетонных смесей, стоимость которых ниже стоимости мелкозернистых, при устройстве покрытий при пониженных положительных и отрицательных температурах воздуха, когда в целях уменьшения интенсивности охлаждения смеси в покрытии, устраивают более толстые слои.

В настоящих Методических рекомендациях представлены технологические особенности строительства верхних слоев покрытий автомобильных дорог из указанных выше смесей с учетом погодных условий (температуры воздуха и скорости ветра), состояния основания, а также наличия парка дорожно-строительной техники.

Методические рекомендации составил канд. техн. наук С.Г. Фурсов.

Предложения и замечания по данной работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов,79, Союздорнии.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в дополнение к действующим нормативно-техническим документам и предназначены для применения при строительстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог из крупнозернистых асфальтобетонных смесей.

1.2. Требуемое количество асфальтобетона и долговечность покрытий могут быть гарантированы при условии соблюдения требований ГОСТ 9128-84 к плотному асфальтобетону, СНиП 3.06.03-85 и настоящих Методических рекомендаций - к технологии производства работ.

1.3. Успешное строительство асфальтобетонных слоев дорожного покрытия при отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха возможно, если  заблаговременно (в теплый период года) подготовлен задел основания. Величина такого задела определяется временем, на которое продлен строительный сезон, и темпом работ в указанных выше условиях.

1.4. Крупнозернистые асфальтобетонные смеси рекомендуется укладывать в покрытие слоями толщиной не менее 1,5 размера наиболее крупной фракции, предусмотренной ГОСТ 9128-84 для зерновых составов минеральной части.

1.5. При строительстве дорожных покрытий из крупнозернистых асфальтобетонных смесей при отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха должен быть выполнен ряд мероприятий, направленных на снижение тепловых потерь и интенсивности охлаждения смеси, что необходимо для нормальной работы АБЗ, автомобилей-самосвалов, асфальтоукладчиков и катков. Основание подготавливают, удаляя снег и лед, а иногда его и просушивают.

Особое внимание следует обращать на правильную организацию работ, определяющую темп строительства и тщательность уплотнения асфальтобетонной смеси в указанных условиях. Поскольку асфальтобетонная смесь уплотняется при температуре не ниже 80-70°С, то при чрезмерно быстром ее охлаждении нельзя получить требуемую нормами плотность, если не принять специальные меры, замедляющие процесс остывания.

1.6. Требуемое качество уплотнения покрытия при отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха может быть обеспечено при правильном выборе типа катков, выполнении минимально необходимой работы всех катков, а также при соблюдении рациональных температурных интервалов смеси для каждого типа катка.

Уложенный в покрытие слой асфальтобетонной смеси имеет неодинаковую скорость охлаждения по толщине, поэтому строители должны точно соблюдать основные технологические принципы и правила укатки смеси при отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха, чтобы получить нормальную плотность.

1.7. В случае укатки смеси асфальтоукладчиками с высокоэффективными рабочими органами более высокую начальную степень уплотнения можно получить при использовании высоко щебенистых смесей типов А и Б.

1.8. При производстве работ по устройству асфальтобетонного покрытия при отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха рекомендуется применять для приготовления асфальтобетонных смесей менее вязкие битумы, из используемых в асфальтобетоне для устройства верхних слоев покрытий согласно ГОСТ 9128-84, а также ПАВ, что позволит увеличить резерв времени для эффективного уплотнения слоя.

2. Подготовка АБЗ к работе в условиях отрицательных и пониженных положительных температур воздуха

2.1. Подготовка АБЗ к работе в условиях отрицательных и пониженных положительных температур воздуха, технология приготовления асфальтобетонных смесей и их транспортирование должны соответствовать положениям "Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий" (М., 1978) и настоящих Методических рекомендаций.

2.2. Количество выпускаемой заводом асфальтобетонной смеси должно обеспечивать непрерывную с заданным темпом работу асфальтоукладчика в течение смены.

2.3. Максимальную дальность транспортирования асфальтобетонной смеси устанавливают исходя из того, что ее температура на месте укладки должна быть не ниже 140°С. При этом следует учитывать температуру смеси на выходе из смесителя (150-170°С) и интенсивность охлаждения ее в процессе транспортирования. Средне интегральная интенсивность охлаждения всего объема смеси в не утепленном кузове автомобиля-самосвала грузоподъемностью 12 т для различных температур воздуха и  скорости ветра 2-5 м/с при транспортировании приведена в таблице.

Температура воздуха ,°С

10

5

0

-5

-10

Интенсивность охлаждения

при транспортировании смеси ,°С/мин

0,20-0,25

0,30

0,35-0,40

0,45-0,50

0,55-0,60

3. Подготовка основания

3.1. Перед устройством асфальтобетонного покрытия необходимо подготовить основание согласно СНиП 3.06.03-85. При отрицательных температурах воздуха основание очищают от снега и льда; чтобы повысить качество строительства, целесообразно основание просушить и нагреть.

3.2. Очищают поверхность основания от пыли и грязи с помощью механических щеток поливочно-моечной машины или навесных щеток на тракторах.

3.3. Предварительную очистку основания от уплотненного снега и льда рекомендуется выполнять различными механическими рыхлителями: бульдозером, дисковыми боронами, катками с металлическими ребрами на вальцах и т.п. При толщине снега и льда более 4-5 см предварительную очистку осуществляют в два приема: первичную грубую - бульдозером или рыхлителем автогрейдера, вторичную - ножом автогрейдера, дисковыми боронами, катками с металлическими ребрами и т.п.

3.4. После окончания предварительной очистки основания в ту же смену рассыпают химические вещества, способствующие удалению уплотненного снега и льда. На следующий день убирают остатки оттаявшего льда механическими щетками поливочно-моечной машины или навесными щетками на тракторах. Необходимы щетки из стальной проволоки укороченной длины для повышения жесткости.

Удалять прослойки снега и льда после окончания предварительной очистки можно также, используя различные разогреватели, инфракрасные и газовые горелки, турбинные разогреватели и т.п.

3.5. Щебеночные основания под асфальтобетонное покрытие, устраиваемое при отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха, необходимо обрабатывать асфальтобетонной смесью (горячей, теплой, холодной, песчаной или мелкозернистой). Асфальтобетонную смесь распределяют на последнем этапе уплотнения щебеночного основания в количестве 10-15 кг на 1 м2, благодаря чему уменьшается поступление влаги в основание и создаются условия для механизированной его очистки перед укладкой асфальтобетонной смеси в покрытие.

Щебеночное основание можно также предохранить от переувлажнения заблаговременным розливом (в сухую погоду) жидкого битума (0,5¸0,6 л/м2). После этого основание должно быть закрыто для проезда.

3.6. Перед укладкой слоя покрытия из асфальтобетонной смеси при отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха целесообразно просушивать и нагревать основание разогревателями (за 10-15 м впереди укладчика) или горячим песком. Щебеночное основание, обработанное битумом, не разогревают.

В качестве тепловых машин с газовыми горелками инфракрасного излучения можно использовать выпускаемые промышленностью и имеющиеся у дорожников агрегаты предварительного разогрева покрытия из комплекта термопрофилировщика ЭД-232 (СССР), "Ремиксер" фирм "Виртген" или "Фёгель" (ФРГ), а также разогреватель-ремонтер на МТЗ-50 (Киевский завод "Ремдормаш" Минавтодора УССР) и им подобные.

3.7. Перед укладкой асфальтобетонной смеси в покрытие следует выполнять подгрунтовку разогретого основания розливом   битума или   эмульсии согласно СНиП 3.06.03-85.

4. Технология устройства асфальтобетонных покрытий

4.1. Раскладку горячей крупнозернистой асфальтобетонной смеси и полное ее уплотнение рекомендуется выполнять согласно СНиП 3.06.03-85.

4.2. Максимально допустимое время технологического процесса устройства покрытий зависит от начальной температуры смеси на месте укладки, погодных условий, толщины покрытия и вида основания.

4.3. Устраивать асфальтобетонные покрытия рекомендуется отрядом дорожно-строительных машин, включающим асфальтоукладчик и катки разных типов: легкие - массой до 5-6 т, средние - массой до 10 т и тяжелые - массой свыше 10 т.

4.4. Смесь необходимо распределять асфальтоукладчиком с включенными рабочими уплотняющими органами. В таком случае коэффициент уплотнения покрытия Ку достигает 0,86-0,96 (без включения уплотняющих органов Ку = 0,78¸0,82).

Если после прохода асфальтоукладчика Ку = 0,90¸0,94, то из звена катков исключают легкий каток, а при Ку = 0,96 -легкие и средние катки.

4.5. Чтобы улучшить продольное сопряжение полос покрытия, смесь рекомендуется укладывать двумя асфальтоукладчиками. При работе одного укладчика, длину захватки следует уменьшить, чтобы новая полоса примыкала к теплой, еще не остывшей кромке ранее уложенной полосы,

4.6. Перед началом укладки смеси выглаживающую плиту асфальтоукладчика прогревают форсункой и поддерживают в подогретом состоянии во время работы. Учитывая возможность перерыва в поступлении горячей асфальтобетонной смеси, в зоне расположения рабочих органов следует всегда оставлять ее в запас.

4.7. Общее количество проходов катков по одному следу после прохода асфальтоукладчика без включенного уплотняющего оборудования - 20-24, при работающем оборудовании - 10-14. Требуемое количество проходов  катков уточняется пробной укаткой.

4.8. Эффективность уплотнения слоя покрытия при пониженных положительных и отрицательных температурах воздуха возрастает при установке приспособлений для обогрева вальцов; в частности, вальцы трехосных трехвальцовых катков, целесообразно заполнять горячими водой  или маслом.

4.9. Замена гладковальцового катка среднего типа самоходным катком на пневматических шинах при 6-10 проходах по одному следу позволяет сократить общее количество проходов катков на 30-35%. Первые проходы (от 2 до 5) катка на пневматических шинах осуществляют  при давлении воздуха в шинах 3-4 МПа, а последующие - при 5-6 МПа. Кроме того, использование катков на пневматических шинах вместо гладковальцовых позволяет снизить интенсивность охлаждения асфальтобетонной смеси в процессе укатки.

4.10. Уплотнение слоев асфальтобетонной смеси толщиной более 10 см следует начинать самоходными   катками на пневматических шинах, а заканчивать - гладковальцовыми металлическими: двухосными двухвальцовыми или трехосными трехвальцовыми. Такой режим укладки обеспечивает требуемую ровность слоя.

4.11. При укладке слоя асфальтобетонной смеси толщиной от 10 до 20 см обязательна установка боковых упоров, предотвращающих раскатывание и разрушение кромки слоя. В качестве боковых упоров наиболее целесообразно использовать присыпные обочины и бортовые камни, а также рельс формы или деревянные брусья прямоугольного сечения, высота которых должна быть равна толщине слоя.

Брусья помещают на основание и фиксируют их положение с внешней стороны штырями (по два штыря на брус длиной 4-5м). Упоры следует устанавливать по ходу движения укладчиков на 0,4-0,5 длины сменной захватки.

4.12. Рекомендуется принимать следующие рабочие скорости движения катков (км/ч): на пневматических шинах - 6-10, гладковальцовых - 4-5, вибрационных - до 3.

4.13. Минимальная длина частного потока уплотняющих машин при устройстве асфальтобетонных покрытий не должна быть меньше 4-5 длин катка (чтобы исключить большое число сдвигов смеси при разгоне и торможении катка), что соответствует 20-25м. При пониженных положительных и отрицательных температурах воздуха укатку асфальтобетонной смеси легким (средним) катком необходимо начинать сразу после раскладки смеси и при обеспечении по условиям техники безопасности минимального удаления асфальтоукладчика, составляющего 5-6 м.

4.14. Дефекты покрытия, возникшие после прохода укладчика или в процессе уплотнения (раковины, пористые места и т.п.), следует немедленно исправлять, применяя для этого горячую асфальтобетонную смесь.

5. Контроль качества работ

5.1. Работы по приготовлению крупнозернистых асфальтобетонных смесей и устройству покрытий из них следует проводить под усиленным контролем инженерно-технического персонала и лаборатории.

5.2. Технический контроль за строительством асфальтобетонных покрытий из крупнозернистых смесей должен производиться в соответствии со СНиП 3.06.03-85. Особое внимание следует уделять контролю плотности асфальтобетонного покрытия и однородности текстуры его поверхности.

6. Техника безопасности

6.1. Работы по приготовлению асфальтобетонных смесей и строительству на них покрытий должны производиться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 и "Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог". (М.:Транспорт, 1978).

6.2. Чтобы обеспечить безопасность работ, места строительства асфальтобетонного покрытия необходимо ограждать в соответствии с "Инструкцией по ограждению места работ и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог" ВСН 179-73 после согласования с органами ГАИ.

6.3. На объектах строительства следует оборудовать бытовые помещения. Рабочие и линейные ИТР должны быть обеспечены спецодеждой согласно действующим нормам.


Яндекс цитирования

   Copyright В© 2008-2024,  www.standartov.ru